Когда мы создавали крупные российские компании, а это было очень нелегко, потому что кто изобрёл? Никто не изобрёл. Посмотрите за окошко, что у вас, у людей во всём мире творится. Трудно претендовать на то, чтобы быть изобретателем, когда жизнь доказала, что это самая эффективная форма в мире. За одним-единственным исключением – Соединённые Штаты Америки, где в старых нефтяных районах, где огромная плотность накопленного опыта по видам работ, они могли себе позволить расколоться и конкурировать. За этим изъятием нигде больше такого в мире нет, где мелкие добывают. Но тем не менее это давалось с очень большим трудом. Почему? Потому что была идеология приватизации, конкурентная среда. А мы пытались доказывать, и вроде бы доказали, и Анатолия Борисовича Чубайса убедили, хотя это далось очень нелегко, что нам нужны такие крупные компании. Почему? Потому что конкурировать эти компании, конечно же, должны между собой. И надо сказать, уже сегодня созданные компании глядят друг за другом очень внимательно и реально конкурируют, но в основном-то им конкурировать с такими же гигантами, которые есть во всём мире. То есть для них средой конкуренции является весь мир, а далеко не только Россия – во-первых. Во-вторых, они должны конкурировать с западными компаниями уже внутри России, которые к нам идут. И в-третьих, что, наверно, наиболее существенно. Для того чтобы эти компании развивались, им нужны огромные деньги, потому что отрасль очень капиталоёмкая. Освоение какого-нибудь небольшого месторождения, ну, скажем, 100 миллионов тонн, по нашим масштабам месторождение очень небольшое – это где-то миллиард долларов. Огромные деньги, огромные деньги. Значит, оно себя окупит в России за 10 лет, но эти деньги надо сегодня откуда-то взять, пока оно себя не окупит. Кому – теперь возникает вопрос – эти деньги могут быть даны? Эти деньги, потому что это риски. Месторождение, мы с вами говорили, губочка, она под землёй, они все совершенно разные. Никто ещё не умеет с точностью предсказывать, что там под землёй творится. Значит, есть большие риски. Кроме рисков есть риски геологические, технические. Ну а в нашей стране ещё риски политические, что никто не верит, как там повернётся. Для того чтобы получить эти деньги, которые нам нужны извне, нам нужно что? Нам нужно хорошее законодательство, разумная налоговая база. И нам нужен кто-то, кто бы сказал: «Я у тебя эти деньги беру и я расплачусь. Правда?» Значит, когда вам нужен миллиард долларов, чтобы тебе поверили и дали миллиард долларов, сколько же у тебя должен быть доход, чтобы ты мог расплатиться? От этого вытекает и размерность наших компаний, что им нужны огромные деньги взаймы. И для того чтобы им поверили, их текущие доходы, поступления тоже должны быть огромные. Потому что никто… Вот есть у меня доллар в кармане, я приду и буду говорить: «Дай миллиард». Что вы мне скажете? «А как вы мне гарантируете, что у тебя есть? А, у тебя доллар есть? Ну, давай я тебе 30 центов дам». Значит, а если я прихожу и прошу миллиард, меня спрашивают: «А что у тебя есть?» Я говорю: «Ну хорошо, я экспортирую 15 миллионов тонн нефти, это мне даёт полтора миллиарда долларов в год. Можно мне дать миллиард или нет?» Ну, вроде миллиард дать можно, да? Это первая сторона. Вторая сторона медали – акции. Всё-таки у нас же это акционерное общество. Пусть у них на сегодняшний день контрольный пакет принадлежит государству, это акционерное общество. Значит, вторая половина или даже чуть больше половины должно пойти на продажу. Значит, там тоже есть две стороны медали. Дороже стоит тот, кто крупный, кто, понятно, устоит, какие бы ни были события. Дороже стоит тот, кто эффективно управляется. А в больших компаниях легче собрать качественных людей, которые могли бы делать глубоко продуманную экономическую и технологическую политику. Значит, вызывают больше доверия, более устойчивы, дороже, следовательно, дороже стоят. Сидят на огромных запасах, которых хватит на десятилетие. Так вот, второй резон с компаниями – то, что в них осмысленно вкладывать деньги. Уже не как кредиты давать, а просто покупать их акции. Третий резон – что, как и во всяком деле, для того чтобы управлять такими гигантскими комплексами, как нефтяная компания, где сто тысяч занятых народу, в такой, скажем, компании, как «ЮКОС», запасы нефти в миллиардах тонн извлекаемые, нужны люди – очень качественные люди, способные управлять такими гигантами. Таких людей в мире всегда мало, их избыточно не было. Поиск высшего управленческого состава – людей, которые и дело знают, умеют управлять огромными коллективами, и чувствуют перспективу, и в состоянии совладать с совсем новыми для нас рыночными методами управления, – их всегда немного. На ограниченный круг компаний вроде десятки, которая у нас есть, их вроде набрать можно. А дальше уже вопрос куда сложнее – можно ли их набрать или нет.