https://историяотпервоголица.рф/events/current_event.php?current_event_id=3497
А в Ачинске была подготовка солдат к фронту, лагерь специальный. Стою я, лето есть лето, все позавтракали, ушли на занятия. Смотрю – идёт старший лейтенант, метр восемьдесят ростом, такой вид: в кепке, в фуражке. Старший сержант, война идёт своим ходом, а он как покупатель едет выбирать артиллеристов, миномётчиков, в пехоту и так далее. И идёт ко мне, я дал команду: «Смирно!», там кто остался, если в лагере. Он вплотную ко мне подходит, спрашивает: «Образование?» Я говорю: «Девять классов». – «Логарифмы знаешь?» – «Нет». Я аж присел – логарифмы, мать честная. Мы всегда пытали учительницу: «Ну где эти логарифмы применяются в жизни?» Я понимаю: прибавить, отнять, умножить, а логарифмы там? Монтисты (?), характеристика, и так далее, всё, всё будет всё. А здесь в военном деле-то: бери да стреляй. А он спрашивает, я говорю. Вопрос – ответ. «В артиллерию пойдёшь?» Я про себя – подумать надо. Если пехота, то – равняйсь, приготовиться к бегу, бегом, шагом марш, ложись, по-пластунски, встать и так далее. А артиллерия – ты будешь около пушки, а пушку на руки не возьмёшь. Её будет тянуть либо лошадь, в то время на лошадях, а если техника так появится, может быть, будет техника тянуть, автомашина. А я где буду? На машине. «Согласен». И меня записал он в артиллерию. Но поскольку у меня образование девять классов, а там есть, у кого в восемнадцать лет и два класса, и четыре класса, и пять, и так далее. Год подошёл, всё пошёл. И дали нам раненого, произвели на свет ещё, он ожил, здоровенький, но не пускает, голова работает, а он артиллерист. И дали нам его, чтобы он рассказывал пушку, сорокопятка пушка, 45 миллиметров, почти 50 миллиметров, четыре с половиной сантиметра канал ствола и такого же диаметра патрон заряжается и стреляет. Вначале изучаем мы пушку, пушка на конной тяге, какая дорога. С какой скоростью, не бегом, а шагом мы идём.