Я думал не о том, «как бы мне остаться живым», а о том, «как уничтожить того фашиста, которого мне показали, где он находится» – вот моя задача была, а не «остаться живым». Конечно, это были враги, их надо было уничтожать, при первой возможности нужно было их уничтожать. И я должен был уничтожить их как можно больше вместе со своей батареей. И дело не в том, что они «немцы» или «не немцы», а дело в том, что они фашисты, а фашисты – это наши враги. Не немцы наши враги, а фашисты наши враги. Мне важно было не повторять чьё-то указание, а самому выполнять тот долг, который я должен выполнять. Вот моя задача была: я должен был исполнить свой долг. Вот цель моей военной службы. Я это им всё объяснял. То есть я командир батареи, они мне подчинены, я им говорю, что надо делать, и они делают то, что я им говорю. Так вот, фашиста нужно уничтожать. Солдат знает, что нужно уничтожать. Может быть, я погибну, но зато я уничтожу немцев, фашистов. Не заставить надо, а убедить его надо! Заставить нельзя – это бесполезно. Он всё равно увильнёт, если его заставили, а вот убедить его, объяснить, что судьба твоей Родины от тебя сейчас зависит. Я не говорю эти слова, но смысл: судьба твоей Родины от тебя зависит сейчас. Мы должны обязательно разгромить вот эту группу фашистов. Мы должны обязательно это сделать. Да, может быть, кто-нибудь из нас и погибнет. Может быть, я, может быть, ты, но зато мы это дело выполним. Вот, как нужно воспитывать людей.