Пять лет. И потом три года в ссылке. И вот в этом Свияжске мне пришло решение особого совещания, что осуждён на пять лет. Так все в монастырской палате. А лагерь был в монастыре. По этому поводу устраивали банкет: каждый приносил мне десять граммов хлеба и говорили: «Ты в рубашке родился, да?» Пять лет. Тому десять, тому пятнадцать. И вот один человек… Да! А в камере сорок два человека. И умирает человек. А когда идёт поверка, то надо встать около нар. А нары по всему периметру стен, кроме входной двери. Там в углу параша стояла. Так. И, значит, что же? Умирает человек. Но так как все были голодны до невероятности и вставать было уже трудно, то начальство разрешило садиться на нары для того, чтобы была поверка. Вот входит, обыкновенно капитан приходил с каким-то солдатом и считает. Ну, такое правило. И вот мы этого умершего в течение трёх дней сажали для того, чтобы получить на него паёк. И весь этот паёк совершенно добыт добросовестно. На сорок два человека делили – хоть там по крошке полагалось, но делили. Понимаете, да? Один раз человек замахнулся, но я был довольно ловким человеком, но не сумел попасть. Но метил в голову рукояткой револьвера. Да. Ну, так что Бог миловал. Но другое дело, что потом приходилось плохо. Ну, голод… ну, терпимый голод. Во всяком случае можно было, конечно, остаться от этой пищи с одними костями и кожей, но всё равно же люди выживали. Это не страшно. И лесоповал тоже не страшно. Вот другое дело страшно, когда, например, привезли только что этапом молодого парня, и при первом же разводе на лесоповал он решил побежать. В него стреляли – не попали. Он лежал на моих глазах, а когда мы пришли с развода, то около вахты лежал этот молодой парень, истерзанный собаками, расстрелянный. Понимаете, да? Вот это немножко страшно. Или, например, когда мы разбирали инструменты для того, чтобы идти на лесоповал: кто топор, кто пилу, напильник для того, чтобы пилить пилы, кто лучковую пилу, кто подставку под дерево. Один человек должен мне был две сигареты румынские. А что такое румынские сигареты? Это приблизительно вот такие, как спичка в длину, и из газетной бумаги сигаретка толщиной в три спички. Там махорка. И вот сзади меня стоит человек, который только что приехал этапом, и мне вдруг понадобилось спросить у другого человека эти две сигареты, которые он мне был должен. Я отошёл из очереди, а зашёл, спрашиваю… И человек, который до этого стоял сзади меня, берёт топор и рассекает впереди себя стоящему голову. Для чего он это делает? К тому никаких претензий не было. Ему просто в лагере не понравилось, а у него уже там лет сто пятьдесят срока. И он решает: пока следствие ведут, пока опять дело, смертной казни нет, опять двадцать пять лет дадут сроку. Ну, переведут в другой лагерь – может быть, там будет получше. Понимаете? Вот такой метод смены жительства.