https://историяотпервоголица.рф/events/current_event.php?current_event_id=1743
В январе 1943-го года было прорвано кольцо блокады Ленинграда. Но прорыв этот составлял очень небольшое расстояние, от семи до четырнадцати километров. То есть для артиллерии вражеской этот участок можно перекрыть свободно. По этой причине поезда ходили только ночью. В тёмные ночи, в ненастье, в снегопад, туман, дождь, ливень и так далее. И без света, конечно. И, конечно, везли туда в первую очередь продукты, а оттуда эвакуировались раненые. 8-го ноября проложили дорогу, она вошла в историю как «Дорога жизни». Но эта дорога, все знают, через Ладожское озеро, потому что город Ленинград большой, и там, конечно, грузопоток был очень большой. Но это не означало, что дорога была ровной и как мы привыкли. Нет. Там несколько дорог, потому что бомбили. Были полыньи, был разрушен ледяной покров и так далее. Такая же дорога, которая вошла официально как «Малая дорога жизни», была в Ораниенбаумском пятачке. Эта дорога проходила от Ораниенбаума мимо Кронштадтской военно-морской крепости Балтийской флота и выходила на восточный берег Лисий Нос. Можно взять карту, и там всё это показано. Мама в апреле 43-го года со мной ехала по этой дороге на машине. Но получилось так, что она поехала в кабине. И после той машины, в которой ехала мама, сзади ещё было две машины. А трассу бомбила немецкая авиация. И упала бомба прямо сзади двух машин. И несколько машин ушло под лёд. Водители ездили, как мама рассказывает, с открытой дверцей. Водитель сидел, рулил, и дверка была открыта. В случае если пойдёт машина под лёд, чтобы хотя бы шофёр успел выскочить.