https://историяотпервоголица.рф/events/current_event.php?current_event_id=2547
Трал у нас для траления магнитных мин. Якорные – это просто было. Заходишь на море и пашешь его. А здесь-то не знаешь. И нам отбивали полосы, вот море. Вот 44 метра и там 8 километров. И ходишь двадцать один раз туда-сюда, туда-сюда. Потом переходишь на следующие 44 метра, на следующую полосу, и тоже двадцать один раз туда-сюда, туда-сюда, туда-сюда. Скорость четыре узла, это 5 км в час примерно. И ходишь туда-сюда. Одна миля – 1,8 километра. И участок моря какой-то берут, например, разбивают, там ходят специальные катера, которые ставят вешки такие, буйки, отбивают. Ну вот как я нарисовал полосу. Одна полоса, вторая, третья, четвёртая. И с полосы на полосу переходишь. Представляете вот эту акваторию, правда, нас не один катер, нас бригада десять катеров, к примеру. Вот десять полос протралили, переходишь на следующие десять. И вот так от рассвета до заката, с утра до вечера. Сидишь за штурвалом, а ты ж сидишь всё время. Команда, сколько у нас команды, пять человек: командир, старшина катера, рулевой, боцман, два моториста и два минёра, семь человек. Кто тебя? Ну подменят тебя, куда надо там, поесть, кто-то из ребят подменит тебя за штурвалом, и всё. А так сидишь, а у нас на том катере такая броневая рубка была. А я чтобы в щель не смотреть, сзади сделал себе кресло, поднялся, выше чтоб смотреть. И когда мы эту мину затралили, взорвали, такой удар был сильный от взрыва, что я башкой стукнулся об этот козырёк, такую шишку набил себе, свалился. Двигатель заглох от взрыва, а я башкой стукнулся об этот козырёк, шишку набил, меня свалило, а я так сидел, вот так вот делал, чтоб видно было, и вот так башкой стукнулся. А столб, я вам говорил, метров двадцать пять – тридцать из воды поднимается, потом всё оседает это. Так что вытралить мину магнитную – это было очень сложно, в особенности, у нас на малых катерах. Большие тральщики, когда тралили, у них мощный трал был, у них большие БТЩ были, большой тральщик, они быстро. А мы-то со своим, у нас двести метров за кормой, два поплавка, что он из себя представлял. Два поплавка, сердечник такой металлический, обмотанный кабелем, и подводят к нам на корабль кабель. У нас стоит движок и посылает ток туда-сюда. А он этот трал на двести метров за кормой, и мы его тащим за кормой двести метров, представляете, а внизу этот висит. И этой штукой туда-сюда, туда-сюда гоняешь. Правда, о нас очень мало пишут, о нас очень мало говорят о нас о тральщиках, очень мало, ни в прессе. В основном – подводные лодки, торпедные катера, авиация. Иногда там эсминцы, а про траление, сами, наверное, знаете, что очень-очень мало. Например, мы тралили фарватер от Керчи до Мариуполя. Это через всё Азовское море двадцать двое суток в море мы были, пока прошли этот фарватер, очистили. Представляете, двадцать двое суток. А у нас что были катера? Эти, знаете, какие? У нас же ничего не было: железная коробка, лебёдка тральная, двигатель и больше ничего, и койки стояли. Кормиться нам как? Так, кое-как на двигателе чай грели, а так на сухомятке всё жили. В общем, условия были не очень, так сказать, хорошие.