https://историяотпервоголица.рф/events/current_event.php?current_event_id=1121
Подавляющее большинство пехотинцев, танкистов, да и других людей в инженерных войсках, и даже наводчики имели максимум шесть классов образования. Наводчик, который работал с прицельными приспособлениями орудий и которому нужно после каждого выстрела проверять, правильно ли он установки установил на прицельных приспособлениях, имел четыре класса всего, а там же нужно было не просто хорошее зрение, нужно понимать, выполнять свои обязанности качественно. Потому что от каждого наводчика зависело, насколько эффективно, артиллерия – это коллективный род войск. Ошибка одного из этой цепочки могла привести не просто к невыполнению огневой задачи, но и к тому, что и по своим снаряды бы летели и так далее. Так вот, всех контролировали, кроме командира батареи. Контролировать командира батареи, его действия, его формализованные команды никто не мог. Поэтому вся батарея, можно считать, работала на командира батареи. Когда я прибыл в полк, его сформировали из командиров, сержантов и солдат Ивановской области, в основном, из города Шуи. Они уже забыли все свои навыки, когда они срочную службу отслужили, и когда появился я и другие выпускники училища со среднем образованием. А среднее образование считалось таким, как сегодня высшее. У меня два начальника генерала были, один с четырьмя, другой с семью классами образования. Когда мы прибыли на фронт нас, конечно, с аплодисментами встретили, как специалистов. Вот если бы я не поехал в училище в Одессу, мой возраст 23-ий год рождения должен был призывался в августе 41-го года. То я бы с 14-го июня по август использовался бы для рытья окопов, траншей, а по существу, необученный, был бы мишенью по существу для немцев. Потому что никакой сноровки действия на фронте ещё не имел, а передо мной были уже опытные немецкие солдаты, сержанты и офицеры. Поэтому страна наша выиграла от того, что такие, как я избежали бы участия на войне в качестве пушечного мяса. А мы получили достаточное образование и военную подготовку, которая очень нужна была, особенно в первый период войны. И до конца войны были сложности с подготовленными командирами, потом офицерами нас стали называть, решалось очень оперативно. Создавались курсы младших лейтенантов из сержантов, которые себя проявили на фронте.