https://историяотпервоголица.рф/events/current_event.php?current_event_id=6337
Я замерял, под каким углом, какой курс по компасу держать, чтобы прилететь из пункта такого-то до такого-то. А делается это так: меряется на картах, между пунктами, замерил транспортиром, определил, сколько градусов надо держать. А ведь ещё существует ветер! Если ты возьмёшь то, что ты снимешь с карты, и пойдёшь, то ветер может тебя унести с этой линии, и ты не попадешь туда, куда ты летишь. Вот штурман должен определить ветер, сделать поправку, а это самое тяжёлое. Когда видно всё, так можно сделать, а ночью не сделаешь. И всё это выполняет штурман. А расчёт ведётся, когда взлетать, куда лететь –это всё штурман. Домов, конечно, не видишь. Реки, озёра, может быть, леса помогают. Особенно зимой хорошо леса вырисовываются и деревни. А летом ничего не видно. Надо суметь разглядеть и прилететь туда, куда надо. Ведь чтобы выполнить задание, надо же найти это задание. А кто это может сделать? Это делает только штурман. Он сделает, поможет, вдвоём с пилотом они во всём разберутся. Притом штурман выполняет все основные задачи в воздухе. Он бомбит, он и стреляет, он и листовки разбрасывает – всё делает штурман. И приводит назад самолёт.Но у меня какого-то особого ничего не было. Было одно: что я воюю за Родину, которую любил всю жизнь. А жизнь у меня довольно уже длинная, и сейчас её люблю. Поэтому всё старался сделать так, как позволяет совесть. Тут ничего не придумываешь, чтоб не выполнить задание. Наоборот, мы думали обычно, когда получили задание, как его лучше выполнить, откуда лучше заход сделать: со стороны Солнца или нет.