https://историяотпервоголица.рф/events/current_event.php?current_event_id=2545
Это был сентябрь месяц, уже боевое траление, значит, что такое траление, чем мы занимались? Немцы ставили мины, это такие круглые, может, видели в кино, шары. Их было два типа, якорные мины – это круглая мина, порядка трёхсот килограммов заряда, такой трос и якорь у них, и она стояла на якоре. И от воды, от поверхности воды на какой-то глубине, её не видно было. И когда корабль шёл, натыкался на эту мину, колпачок сломался, выливалось, она взрывалась и топила корабль, эта мина. Мин там наставили вот так вот немцы. Это простые мины были. И второй тип был магнитные мины, которые срабатывали от магнитного поля корабля. То есть земля-то вся у нас – большой магнит, если кто физику изучал, а корабль железный от этого магнитного поля земли сам намагничивается и распространяет это магнитное поле. И немцы изобрели такую мину, которая срабатывала от магнитного поля корабля. Он же железный весь, у него магнитное поле большое. И их первых поставили под Севастополем. Наши академики Курчатов, Александров разобрались в них. Как они работали, эти мины? У них было два прибора: один прибор срочности и прибор кратности. Прибор срочности – это таймер. То есть мина в боевое положение включалась через определённое время после её сбрасывания, после её установки. То есть через день, через час, через неделю, как таймер работает. Её сбросили, она лежит, потом только на десятый день она включалась в боевое положение. И второй прибор стоял – прибор кратности: сколько раз над этой миной пройдёт магнитное поле. Прибор кратности – двадцать один импульс. То есть двадцать раз над этим местом можно было пройти и на двадцать первый раз подорваться. Вот такая хитрая мина стояла, причём она не только от магнитного поля, она от шума винтов могла срабатывать, но самое главное, от магнитного поля. И когда академик Александров, Курчатов разобрались в ней, они делали размагничивание кораблей. То есть корабль железный обматывали кабелем, пропускали сильный ток обратного направления плюс или минус, понимаете, и магнитное поле корабля уменьшалось, надо было уменьшить всего до пяти миллиэрстед. Только тогда корабль мог выходить в море. Если больше – корабль не пускали. Вот эти магнитные мины. Вот такие штуки, мы, тральщики, занимались тралением, взрыванием этих мин. Это не то что там по песку ходить, искать её, а где её там найдёшь под водой? Вот такими вещами мы занимались. Немецкие карты были, примерно знали, где минные поля.