Меня послали в учебный отряд при бригаде подводных лодок. Я был замкомандира роты, но мне это крайне не нравилось. Мне опять корабли надо было. А командиром бригады был бывший мой командир подводной лодки. Он меня прочил заместителем командира подводной лодки, но куда-то уехал в командировку, а в это время прибыли из Ленинграда в Кронштадт кадровики и мне предложили на тральщик. Я и согласился. Возвращается командир, узнаёт об этом, и мне выговор определённый: «Что ты? Понимаешь, я на тебя так рассчитывал. Ты меня…». Я говорю: «Так давайте я откажусь». – «Нет уж. Согласился – иди». И так я попал на новостроящийся тральщик. На нём перешёл по Беломорско-Балтийскому каналу на север и там занимался боевым тралением. Немцы же ставили свои, так что вот после войны… Кстати, вот у меня награда за боевое траление. Считается, что тот, кто занимался боевым тралением, – это участник войны, потому что на минах подрывались очень и очень много. Я был заместителем командира корабля по политической части, а в ту пору это была первая фигура после командира. И мы занимались вот этим боевым тралением, нам выпала доля, так я там был главной фигурой. Матросиков-то надо было как-то вдохновлять, показывать личный пример и так далее. И при каждом выходе в море и тралении я был там на корме, где тралы опускались, поднимались и так далее. И довольно-таки успешно. Это было на севере, город Полярный. Там базировался, там работал. Потом 3 года прошло, у меня звание уже подходило: я был старший лейтенант, а подходило к капитан-лейтенанту. И предложили мне на подводную лодку.