https://историяотпервоголица.рф/events/current_event.php?current_event_id=3640
Самолёты Пе-2 военного времени, где-то их собирали пацаны, женщины, где-то там заводы стояли чуть не в поле – сборка была плохая. Самолёт был хороший, но у него было очень плохое исполнение. Станки вывезли откуда там с центральных районов, где-то там, чуть ли не в поле, поставили, так там было. Причём уже было строго: не выпустишь пять штук или десять штук – значит ты завтра уже будешь где-то там лес валить. Вот так вот. То есть такое было жёсткое требование за выполнение плана, Сталин сам пушки считал противотанковые. И про самолёты тоже ему докладывали: сколько штук запланировано, сколько сделано. Если не выполнить… Все директора заводов стали военные, стали генералами, там им льготы дали большие, но зато они, конечно, дрожали за выполнение плана. А так самолёт был очень, причём даже по тем временам была у него какая-то автоматика задействована. То есть, если самолёт вводили в пикирование и лётчик нажимал на кнопку сброса, то там рули перекладывались, и самолёт сам, без участия лётчика, выходил из пикирования, вот так было. А так самолёт был нормальный, двухдвигательный, у него в носу стояла пушка-пулемёт. У штурмана был крупнокалиберный пулемёт, у стрелка-радиста крупнокалиберный пулемёт. И ещё там был стрелок просто с пулемётом. То есть самолёт был хороший, но летал он недолго, конечно. Был фронтовой бомбардировщик. Летал только в простых условиях, лётчики были не готовы, что они вот… Тем более, знаете, на Пе-2… Не было самолётов со спаренным управлением, спарка называется, учебная – сидят двое, лётчик и инструктор, а тут не было. Сажали штурмана. Сидели так: лётчик, ещё и сзади штурмана. Сажают курсанта на правое сиденье штурманское, сделают там два–три полёта по кругу. «Понял?» – «Понял». – «Ну лети, работай». Вместо штурмана ставят мешок с песком для центровки – и полетел. Сел – хорошо, не сел – что поделаешь. Перед вылетом полетят, заправят там маслом двигатели, бачок. Пролетает минут сорок, прилетает – в бачке пусто. Там два киля было со звёздами на боках, звёзд на килях не видно, всё масло выбивает. Вот садится – уже без масла двигатели. И часто они отказывали в воздухе. Самолёт – он на одном двигателе не летал, так, потихонечку, планировал, мог вернуться. Отсеивание было, их выпускали десятками тысяч, по-моему, двадцать с лишним тысяч самолётов выпускали. Да их и не осталось, после войны на Пе-2 почти никого не было. Вот были только американские самолёты. Вот я летал после войны на американском самолёте – на «Бостоне», летал на Б-25 американском. То есть поэтому расход был… А сам по себе, по конструкции, по замыслам, он был очень хороший.