https://историяотпервоголица.рф/events/current_event.php?current_event_id=3613
Ну, вы знаете, тоже интересная вещь. Вот там, когда мы работали, это был район, где староверы жили. А староверы, они не одинаковые, я не знаю, как в православной религии, но со староверами я столкнулся, там много течений своих, там какие-то обновленцы и ещё много-много разных. Ну и вот одна из них. У всех у них было такой закон, что им запрещалось проливать кровь людскую. И вот была сложная ситуация. Здоровых парней в армию призывают, а они не воюют. Сначала к ним относились очень плохо, вплоть до расстрела, но потом поняли. и они стали работать поварами, шофёрами могли работать, но вот убивать они не могли. И другая тоже очень своеобразная ситуация была: очень далеко от центра, а на всю эту Печору был один только военкомат, да и ЗАГС один был. И вот военком или представитель ЗАГСа раз в лето объезжали весь этот район, и кого-то призывали в армию, а кого-то регистрировали, ну кто родился, кто женился и так далее. Из-за этого там были очень такие случаи интересные. Вот парню 20 лет, а по метрикам ему 8. Или – там текла речка и по ней всё известно заранее, кто едет, куда едет. И кто не хотел регистрироваться – уходили в леса. Не хотят ребёнка регистрировать – тоже уходили в леса. Кто служить не хотел – уходил в леса. Потом все люди-то, грубо говоря, свои и не выдавали. Некоторые там отшельниками были, вот мы там тоже с ними сталкивались, очень интересно. Но и вот там тоже своеобразная такая ситуация. А дальше там жили, как же их называли-то, по-старому, самоеды, короче говоря, оленеводы, это уже Полярный Урал, и транспорта никакого, кроме как по воде, а местные жители только на оленях – там даже лошадей-то не было. По существу, и там это было, война там не сказывалась, ну никак. Вот там Троицко-Печорский курорт был, куда пароходы ходили, вот это была граница цивилизации. А дальше, ну не Средневековье, но что-то вот совершенно непонятное, вроде и советская власть, вроде и колхозы, и староверы все в колхозах числились, но это чисто на бумаге было: просто выражалось, что вот колхоз, он обязан поставить столько-то картошки, столько-то масла, столько-то, я не знаю, чего ещё. Но это всё было формально. Как сейчас там? Наверное, многое перестроилось, но тогда связи фактически никакой с центром не было. Вот у нас был случай, ох, сейчас поверить в это трудно. Мы сначала доехали до Котласа, до железной дороги, потом до станции Кожва доехали, там пароходы ходили, и на пароходе доплыли до Троицко-Печорска, и всё – дальше транспорта никакого. А нам ещё 500–600 км вверх по реке надо. И вот вся наша группа купили лодки, и учились, значит, плавать на лодках: причём мы, у нас в Средней России, привыкли грести, а там река быстрая, и только на шестах. Очень тяжёлая работа, но надо, значит, надо. Я к чему завёл разговор? Вот, значит, мы приехали в местный центр, где военкомат, а военком уехал, и все мужчины, у которых была бронь, не отметились, и вроде как дезертир – не дезертир. Короче говоря, мы начали работать, и вот в самый разгар работы приехал от него посланник, чтобы мы все приехали к нему и показали, что у нас есть бронь, и тогда будет всё в порядке. А то, что это у нас отнимет две недели работы, это уж никого не касалось. Ну, вот так у нас. Ну, всё было, знаете, может и оправдано, может и не оправдано, но трудно сейчас это судить. Вот мы о многом говорим: то так, не так и это не так, и всё не так, но мы-то знаем вот только чуть-чуть. Вот с моей точки зрения вот здесь это не так, а вот там, может быть, это действительно так, и так и надо, и, может быть, в глобальном масштабе это всё правильно, ну вот нам с нашей кочки зрения, вот мы так и судим… вот с моей кочки зрения.