https://историяотпервоголица.рф/events/current_event.php?current_event_id=3165
Мне понравилось высказывание Высоцкого: «Сливается лётчик с самолётом». Такое впечатление, что он был лётчиком. Что сливаешься ты за штурвалом самолёта. Я – штурман, я на своём сидении, вперёдсмотрящий, прокладывающий маршрут, сбрасывающий бомбы, отражающий атаки истребителей противника. Выходящая на цель, возвратившись после выполнения задания, несмотря на атаки, обстрелы, маневрирование к себе домой, на свой аэродром. И это всё говорит только об одном, что задание выполнено, цель достигнута, лётчик делает своё дело, штурман сделал своё. И чувство великого удовлетворения. Цель достигнута, задача выполнена – это ни с чем не сравнимое чувство сделанного, совершённого. Если ты цель не нашёл, бомбы не сбросил, или сбросил не по цели, или сел на вынужденную посадку, подломив шасси у самолёта – ты себя уже растерзал, ты себя обозвал самыми последними словами, размазня ты, а не человек. И вот это святое чувство неудовлетворения ошарашивает. Только не это! Вернуться с бомбами – нет, идём на цель одни, без прикрытия. Нет этого мощного строя. Потому что вернуться назад с подвешенными бомбами – позор, дезертирство. Идёшь на цель и радость – пришёл, поразил цель, сфотографировал. Один, никто тебя не атакует, и идёшь домой. Казалось, безвыходное положение – ты нашёл выход на твой взгляд единственно правильный. А тебя атакуют истребители противника «Фокке-вульф». Ты отражаешь атаки. К тебе возвращаются истребители прикрытия, наши лётчики. Колонну проводили и знают, что один болтается где-то, то ли мотор не работает, а их два, то ли ранен кто-то – штурман, лётчик болен. Вернулись, помахали крылышками. Не робейте, девочки, прикроем. Это наши мальчики – истребители, это французские лётчики «Нормандия – Неман», они нас прикрывали. У каждого свой аэродром. Провожают, крылышками помашут. Мы садимся на свой, они уходят на свой. Новый день, новая работа, новое задание. Встречаемся, становятся, идём на цель. И вот это работа. Об этом написано в книгах. Об этом прислали книгу «Ночные ведьмы, дневные фурии», воспоминания лётчиков полка «Нормандии – Неман». Они сказали: «Они (мы) летали на пикирующих бомбардировщиках». Французы называли его не дамским самолётом. Сложная машина, последний выпуск. Новейшая. Мальчишки летали, девчонки вслед за мальчишками вылетели на этих пикирующих бомбардировщиках. Когда им предложили, они сдали Францию за полтора месяца, часть пошла в гитлеровские войска, часть ушла к нам воевать против фашизма. Предоставили право выбора. ПО-2, «Русь» – «ночные ведьмы», девчонки, на них летали. И мальчишки летали на ПО-2. Истребители Як-1, Яковлева машина. И ПЕ-2 – «пешка», пикирующий бомбардировщик. И французы сказали: «Сырая машина, не доведена. Мы предпочитаем Як, истребитель, чтобы вас прикрывать». Забраковали наш пикирующий, а у нас летали полки мальчишек и полк девчонок на этой сложной, не дамской машине. И что стало известно, всего три месяца назад новая группа французских лётчиков вслед за истребителями «Нормандии – Неман» прилетела к нам. Им предложили освоить пикирующий бомбардировщик. Попробовали, отказались и уехали назад в свою страну. Вот что такое есть у нас? Умение преодолевать трудности, добиваться своего. Были потери? Да. Хоронили? Бесспорно. Овладели? Да. В небе Берлина темно от самолётов, которые выдавала авиационная промышленность страны, наращивая темпы. В небе темно от «Пешек» наших. Нас не пустили на Берлин. Сказали: «Будете сбивать друг друга. В небе тесно над Берлином от наших самолётов».