https://историяотпервоголица.рф/events/current_event.php?current_event_id=3032
Мой очень хороший друг, Николай Тарелкин, при бомбардировке Кёнигсберга не дотянул до линии фронта, у него мотор отказал, а посадил машину на озеро Рубекяй. В Литве есть такое озеро. И спешившись с экипажем, пошёл по территории, занятой немцами. И через неделю он достиг тоже этой реки, они переплыли и были на своей территории. Но когда они переплыли и оказались на своей территории, то их сразу же, по сути, арестовали и отправили в проверочный лагерь. И они там некоторое время сидели, но Тарелкин подал сигнал нашему командиру полка, Василий Гавриловичу Тихонову, и просил его выручить. И Тихонов сразу послал туда командира эскадрильи, я забыл его фамилию, с документами с тем, чтобы забрать Тарелкина и его экипаж и привести в полк. Но не тут-то было, те ни в какую не выпускали оттуда, и он еле уговорил там начальника этого проверочного лагеря, говорит: «Ну пусть хотя бы, Тарелкин и Дедушкин, его штурман проводят меня к самолёту». «Ну ладно, пусть». Их отпустили для этого дела, но тоже под конвоем, два конвойных их сопровождало, а по дороге шёл инструктаж – командир этого экипажа, который должен был, значит, увезти Тарелкина, говорил: «Я только запущу двигатель, ныряйте в нижний люк радиста». Так и произошло, когда он запустил моторы, Тарелкин и Дедушкин, хоть и рослые ребята, быстро нырнули в нижний люк, в кабину радиста, этот командир эскадрильи дал полный газ, повернул самолёт ещё в сторону конвойных, обдал их пылью и с места взлетел. И в тот же день уже Тарелкин и Дедушкин были в нашем полку. Но не тут-то было. Дня через 2 или 3 появились энкавэдэшники из этого лагеря и потребовали Дедушкина и Тарелкина вернуть обратно в лагерь. Командир полка энкавэдэшников выставил, тогда они рванули в общежитие, где жил наш лётный состав, но на крыльцо вышли наши ребята и преградили путь этим чекистам, те пригрозили им, но отступили. И Тарелкин и Дедушкин остались в полку. Эта неприятная история дошла до командующего авиацией дальнего действия Голованова, и он обратился к Сталину с просьбой в эти проверочные лагеря не привлекать экипажи авиации дальнего действия. Потому что каждый экипаж был на счету, на счету не только в авиации дальнего действия, но на счету и в Генеральном штабе, и у Сталина, это была авиация Сталина. И Сталин с этой просьбой согласился, и с тех пор наши экипажи не стали задерживать в этих лагерях.