https://историяотпервоголица.рф/events/current_event.php?current_event_id=11521
Несколько слов о Лотяну Эмиле Владимировиче. Он был совершенно замечательный педагог в плане того, что он был очень щедрый человек и очень либеральный к своим студентам, что, казалось бы, не свойственно ему, его характеру, в самом его творчестве, наверное. Но тут… Скажем, вот проучившись практически всего полгода, и когда Тарковский начал читать лекции по кинорежиссуре, как-то общались с ним, и я попросился к нему на практику. Он сказал: «Да, я вас возьму на “Сталкер”, приезжайте». А нам положено было – это был предмет – три летних месяца практика. И Лотяну, в общем, отнёсся к этому спокойно. Хотя он в это время начинал свою картину. И по правилам вообще надо было ехать к своему мастеру. Но как-то он понял, что мне ближе Андрей Арсеньевич – и всё, отпустил. Не вопрос. Понимаете, он учил профессии. Это было самое правильное. Он учил не каким-то направлениям в искусстве, которые ему были ближе – наверняка были, – а другим ребятам нет. Он учил профессии, профессиональным вещам. Каждый раз, сталкиваясь с нашими работами, разработками, фильмами, этюдами, он объяснял, где хорошо, где плохо, независимо от того, что ты хочешь высказать и выразить. Хочешь так? – Да, бога ради, высказывай, твоё право. Тематическое. У него была направленность совершенно чёткая: авторское кино в прямом смысле – сам написал, сам снял. То есть драматургическое начало тоже развивалось очень сильно в его мастерской, что, на мой взгляд, очень хорошо. Я сейчас со своими студентами поступаю так же, считая, что это обязательно – на начальной стадии, по крайней мере, образования – ощутить своими руками, вообще понять, для чего ты пришёл в кино, что ты хочешь снять. А дальше ты можешь работать и с соавторами, и с драматургами, но уже ты понимаешь, что ты хочешь. Вот. Это Эмиль Владимирович. Так что вот такая была у него щедрость. И, в общем, у меня самые светлые воспоминания о нём – как о мастере и педагоге, и щедром, очень душевном человеке.