https://историяотпервоголица.рф/events/current_event.php?current_event_id=11515
Изначально, с первых дней, у него были прекрасные художники. И уже планку опускать было нельзя. Поэтому художники в нашем театре всегда были очень-очень хорошие. Я назову просто даже несколько имён. Во-первых, Мария Яковлевна Артюхова, которая была и художником, и скульптором. Иногда она, правда, только резала кукол и там их одевала. Это авторские были куклы. Вообще, это произведение искусства – каждая кукла, ибо потому что не было так, чтобы один делает это, другой лепит, строгает, а третий одевает. Было такое, что делали целиком раньше, давно. Мария Яковлевна – это человек, который с ним действительно многие годы проработал, почти до конца. И она же москвичка, она приезжала из Москвы. Она даже каких-то кукол делала у него в квартире, доделывала. Она приезжала и останавливалась у него. Вырезала своими ручками, причём таких «населённых» спектаклей. «Принц и нищий». Ммного спектаклей, где много персонажей – и «Приключения Тома Сойера», это тоже она. Она очень много кукол сделала. Потом она вырезала кукол для «Лекарь поневоле». Вот там наверху вот две куклы сидят – это Сганарель и Жеронт, папаша. Потому что она это делала всегда хорошо и всегда по-разному, вы знаете. Иногда просто думаешь: «Это не она делала». А это – она. Но ей очень хорошо давались отрицательные роли. А вот красавиц она вымучивала, бедная, у неё что-то вот… Ну, она их делала зато живыми. Они были такие… такие хорошие в итоге, в итоге хорошие. Но отрицательные персонажи – это что-то всегда. И очень живые лица. Они смотрелись даже вот от поворота головы. Причём она делала фокус. Она делала, например, так, что одна сторона у неё чуть-чуть улыбается, а вторая – грустит. И поэтому, зная это, актёры уже и мизансцены находили, садились там, где, или вставали, где это нужно, поворачивались. И кукла играла лицом, понимаете? Она даже этого добивалась. Вот. Мария Яковлевна – это был удивительный человек. Я вот могу вам сказать – первая встреча с ней, первый год, 60-й. Первый спектакль, который я со всеми вместе делала – «Чиполлино». Приехала Мария Яковлевна, даже фотография есть. Приехала Мария Яковлевна, привезла кукол. И вот там есть фотография, где этих кукол мы сидим, разглядываем. Ещё не подвязанных, но вот они уже в руках – Чиполлино, сеньор Помидор, сеньор Горошек, племянник Вишенка, все-все-все. Вызваны были актёры все – графиня там, принц Лимон, кум Тыква – всех-всех она привезла. Ну и там дальше начинается. Они вроде бы сделаны целиком. Нам выдают каждому – там распределение ролей уже повесили – выдали каждому свою куклу. И ваги сделали – это инструмент, благодаря которому кукла двигается. И вот начинается работа, начинается работа дальше. Вот Мария Яковлевна. Я вот посмотрела – это в первый год работы – посмотрела и чувствую, что кукла, я уже каких-то кукол потрогала, попробовала, что не очень хорошо. Ну, я сразу же к мастеру, который, я знаю, может сделать чудо: «Ой, надо посмотреть. Мне кажется… ну, может быть, мне кажется». И показываю ему. Он посмотрел: «Нет, не кажется. Всё сделаю». Всё. И он мне делает – прекрасно переделывает ножки, сочленения, на место ставит. Где-то надо добавить кусочек свинца, чтобы кукла немножечко потяжелее стала, чтобы не было вот такого болтающегося движения. Вот. Так что тут… И вот начинается работа с куклами. Я помню, у нас большущее зеркало было. И вот каждый из нас брал эту свою куклу и начинал сам осваивать эту куклу – поначалу сам, а потом уже на сцену.