https://историяотпервоголица.рф/events/current_event.php?current_event_id=11506
Я вообще его изучала всё время. Мне интересен он был во всём – по тому, как он говорил, что он говорил, даже когда кричал. Да, это было всегда интересно. Он мог… Ну, конечно, какой режиссёр может совсем не кричать вообще? Он, правда, с актёрами искал какие-то вещи, помогал. Помогал, говорил, где интереснее пластические движения. Он не любил суеты, потому что куклы, он считал, не требуют суеты – нужно отбирать движение у куклы, чтобы она была выразительной. А потому что то, что человек может доиграть глазами, кукла может сделать просто поворотом головы. Ну, надо, в общем, заниматься куклой. Куклой взять и начинать ею там трепыхать – это бессмыслица. Он считал, да, и он считал, что кукла не должна выдерживать долгого диалога, разговора. Очень много клал на действие. Он, да, репетировал с удовольствием. И мы всегда ждали распределения ролей. Распределения всегда были неожиданными. Он не советовался. Он назначал – и всё. Он назначал… Может быть, он советовался с художественным советом или с людьми. Тогда ещё совета художественного не было, но были люди, с которыми он всегда советовался. Это 2–3 человека. Вы знаете, он был хороший организатор. Это талант. Он действительно организовывал. Он всегда как-то вот… когда он появлялся – всё, все становились другими. Понимаете, не было разгильдяйства никакого, все вовремя появлялись, все знали, когда им выходить. Как-то за этим следил помощник режиссёра. Всё было очень… ну, дисциплина. Он хвалил. Но вы знаете, у меня был случай очень тоже смешной и забавный. Идёт репетиция. Он делает замечания только мне одной. Всё время делает и делает, делает и делает. «И так лучше, и это, и это. Вы знаете, это здесь нехорошо. Давайте сделаем так». Я расстроилась до смерти. Я выхожу и актёрам говорю: «Ну что ж у меня ничего не получается, он всё время мне делает замечания». – «Глупая ты! Это счастье, что он тебе делает замечания», – сказал мне очень умный и один из лучших актёров театра. Он говорит: «Делай всё, что он говорит. Делай, слушай его. Потом сделаешь, как хочешь. Всегда можно использовать и сделать, потому что он просто так никогда не говорит. И он знает, понял, что ты сделаешь правильно и как нужно. А если он никому не делает замечания – ну и само как-то сделается, и что там улучшать? Он знает, кому. Это ты – радуйся, что он тебе делает замечания во время репетиций». Вот всё такое, всё обратное. И я тогда подумала: а может, так и есть. И в итоге у меня всё получалось. И он всегда был доволен. Ну, когда иногда, значит, я что-нибудь там сделаю, чуть-чуть изменю, а потом говорю: «Сейчас лучше?» – «Да, сейчас лучше». Ну, тоже иногда обманывала и делала что-то по-своему, чтобы мне тоже было удобно. Но это я уже потом, с годами. А тогда я всё-таки слушала всегда.