https://историяотпервоголица.рф/events/current_event.php?current_event_id=11301
Дед родился 2 декабря 1897 года в селе Чардахлы. Хотя Чардахлы находилось на территории современного Азербайджана, оно было населено примерно на 90% армян. Как рассказывал дед, всё было хорошо: отношения между людьми были нормальными, существовали смешанные браки. Село уникально тем, что из него вышло 11 генералов, потом ещё два маршала. Ещё маршал бронетанковых войск – главный маршал бронетанковых войск Амазасп Бабаджанян. Много Героев Советского Союза – в общем, военное было такое село. Но в то время, к сожалению, Книги рекордов Гиннесса-то не было, иначе, на мой взгляд, этот факт – уникальное явление из одного села и два маршала – был бы зафиксирован. Дедушка был удивительный человек, я считаю, неординарный. Потому что мы как-то, у нас такой стереотип: военный – он сухой, команды любит отдавать. А это был, в общем, нормальный, живой человек. Очень образованный. Хотя он вышел из простой семьи. Получил начальное образование, техническое. Его отправили в Тифлис – это Тбилиси теперь, столица республики Грузии – в специализированное железнодорожное училище. То есть, как сейчас это колледж, по-моему, называется. А связано это с тем, что его отец был старостой артели на железной дороге, и на семейном совете было принято решение, что он продолжит профессию отца. Он там учился на «отлично», и потом он везде учился на «отлично», и в академиях, и прочее. И ещё один характерный такой штрих – часть своей стипендии он отправлял в семью, потому что семья жила достаточно бедно: много детей и прочее. Мама-то не работала, была домохозяйкой, там отец и старшие братья немножко подрабатывали, вот. И он закончил это училище, пошёл на практику, но он ещё не достиг призывного возраста. У него была бронь, но 15-й год – активизация Османской империи на Южном и Южно-Кавказском фронте, потому что в самом разгаре была Первая мировая. Мы как-то, в основном-то, говорим о европейских делах – Германской империи, Австро-Венгерской империи. Но ещё была Османская империя, это на юге. И как раз-таки 15-й год – трагические истории армянского народа, это геноцид армян Османской империей, когда погибло более полутора миллионов человек. И Баграмян принимает решение, чтобы его оставили именно на Кавказском фронте воевать с турками. Он принимает решение идти добровольцем. Хотя у него была бронь, и он-то ещё призывного возраста не достиг. Его определили в кавалеристы. Есть у нас много фотографий, где он и верхом сидит, разного возраста. Ну, как-то там, в общем, обратили внимание на него. Его отправили, направили в школу прапорщиков, которую он успешно закончил в феврале 1917 года. Февральская революция, развал царской России, образуются три независимых государства на Кавказе – Грузия, Армения, Азербайджан. Ну, он какой-то период служит в армянской национальной армии. Потом, в 1919 году, приходит Красная армия на Кавказ. Установление Советской власти, и он, соответственно, становится красноармейцем. Дальше он служит в Красной армии, становится командиром взвода. Идёт по служебной лестнице – штабной полка, потом командир полка. В 1924 году его направляют в Питер на высшие кавалерийские курсы командного состава рабоче-крестьянской Красной армии. РККА, как это писалось у нас сокращённо. И вот у него на курсе он как раз и знакомится. Курс, конечно, уникальный. Четыре маршала оттуда вышло, четыре командующих фронтами на завершающем этапе Великой Отечественной войны: Георгий Жуков, Константин Рокоссовский, Андрей Еременко и Иван Баграмян. Вот, четыре Героя. Я работаю в школьном музее, в школе имени Баграмяна. Музей посвящён как раз моему дедушке. Я обычно, когда вожу экскурсии, показываю эту фотографию – выпуск этих курсов. И потом перебегаю вперёд, в 1945 год, весна, известная фотография: десять командующих фронтами на завершающем этапе Великой Отечественной войны. Там они уже солидные, возмужавшие, уже за сорок. Ну вот, как раз параллель. После этого дед, в общем-то, с отличием закончил свою учёбу. И в двух последующих академиях тоже на «отлично» закончил: Академия Фрунзе и Академия Генерального штаба. В промежутке он служил и на Украине, и в России. Затем, после окончания Академии Генерального штаба, он попал в первый набор. Эта Академия существовала в царское время, а потом её расформировали. В советское время её вновь создали. В первый набор его однокурсниками были такие, в общем, известные полководцы, как Василевский, Говоров, Ватутин и ряд других. Но получилась такая немножко странная для Баграмяна ситуация, что его коллеги, однокашники, выпускники стали делать военную карьеру, а его оставили в Академии на преподавательской работе. Он оставался полковником до начала войны. То есть все уже и генералы, и звания получили – комбриг и прочее, а он оставался… Он пишет рапорты, но начальство считает целесообразным, чтобы он оставался на преподавательской работе. Наконец, он пишет в 1941 году своему товарищу по учёбе Жукову, который уже в то время стал генералом армии, Героем Советского Союза в боях на территории Монголии, у реки Халхин-Гол. Жуков в то время был командующим войсками Киевского особого военного округа. И Жуков добивается его перевода в войска округа, где Баграмян становится начальником оперативного отдела штаба округа и заместителем командующего штабом.