https://историяотпервоголица.рф/events/current_event.php?current_event_id=11287
Была ракета Н-1. Где-то вон там она стоит. Н-1. Эта ракета разрабатывалась Сергеем Павловичем Королёвым для полёта на Луну, но при его жизни полётов не было. Уже когда главным был Мишин, были осуществлены четыре пуска, но все они окончились аварийно. Когда во главе наследия Сергея Павловича встал Глушко, он приказал уничтожить всё, что было разработано по Н-1. Но двигатели были разработаны Кузнецовым Николаем Дмитриевичем – конструктором, который работал в Куйбышеве, здесь. Это наш конструктор. Он разработал авиационные двигатели. У него очень хорошие авиационные двигатели. И к нему обратился Сергей Павлович Королёв, когда не смог договориться с Глушко о том, чтобы Глушко разрабатывал двигатель на кислороде. Тогда пошла очень модная практика – разрабатывать на всякой гадости: и азот, и кислота. Гептил и азотка. Сергей Павлович был сторонник только одного – разработки на кислороде, потому что человек, вот как мы сейчас и сказали... Вот, мы посадили Стрекалова с Титовым в пятистах метрах, а теперь представьте себе, что там течёт гептил. Мы их спасли так – и погубили бы под гептилом. Вот, что человек должен лететь. И, кстати, когда он сам уже, Глушко, стал разрабатывать «Буран», то он сделал двигатель на кислороде. Вот. Сергей Павлович не мог. Он обратился к Кузнецову. У Кузнецова опыта работы над ракетными двигателями не было такого ещё. Он, в конце концов, довёл эти двигатели, но медленно вводилось. И вот эти аварии, которые прошли, они погубили ракету. Но Кузнецов приказал все эти двигатели спрятать и не уничтожать. Вот. И когда время прошло, то эти двигатели взяли, поставили на стенд – они отлично отработали. И их американцы покупали. Эти двигатели. Они ставили на свою ракету. У них не было такого двигателя. Они считали, что дешевле им купить, чем делать новый двигатель и долго отрабатывать его. У них коммерция идёт очень здорово. И мы использовали эти двигатели ещё даже у нас здесь. Так что вот такая судьба этих двигателей.