https://историяотпервоголица.рф/events/current_event.php?current_event_id=11284
На такой ракете летали облёт Луны, когда, вот, сфотографировали обратную сторону Луны. На такой ракете полетели первый раз к Луне, когда промазали мимо Луны за счёт большой скорости. Слишком большую скорость набрали, и два тела – одно летит, и второе. Скорость этого тела оказалась больше, Луна ещё не подошла, а наша эта улетела раньше, вот. Но потом сфотографировали обратную сторону – три пуска было. Чтобы получить полный глобус, тремя пусками Сергей Павлович заснял обратную сторону Луны. Три пуска шли последовательно. По-моему, два года это заняло, вот. Первый, который промазали, был 2-го января 59-го года. Вот эта, которая промазала, прошла быстрее, когда Луна ещё не подошла. Это 2-го января 59-го года пуск. Вот. Кстати, наши ребята тогда уже прибыли на полигон, но они ещё не доехали до стартовой площадки, жили в так называемой площадке 10, где в гостинице. Не знали. Говорят, если бы знали, хоть посмотрели. Но не знали, как она улетела. Вот. Потом полетела, уже когда мы попали. Помните, этот был вымпел, который был доставлен? Его потом показывали. И этот вымпел Хрущёв потом подарил американскому президенту, этому, Эйзенхауэру. Эйзенхауэру он вручил элемент этого вымпела – он рассыпался на несколько элементов, и вот один из элементов от такого вымпела он вручил Эйзенхауэру, когда сам был в Америке, чем, говорят, очень обидел. Пуски делались так, чтобы Луну фотографировали так, чтобы часть видимой стороны и часть невидимой – чтобы можно было привязать. И вот так вот потом второй пуск. И третий. Такими тремя пусками перекрыли всю невидимую сторону Луны и сделали глобус Луны. До этого не было глобуса Луны, а была только вот эта часть показана. Вот так, да, родился глобус. Вот это вот Сергей Павлович выполнил – такую одну из исторических задач – что он сфотографировал ход. На всех этих пусках использовались ракеты, вот, изготовленные. Нижние ступени были здесь, на заводе «Прогресс». Любое познание – оно открывает. Иногда кажется: незачем даже, что это даст. Потом вот впоследствии это проявляется – что эти знания были полезны. Вот сейчас, когда летают вокруг Луны, садятся на Луну, мы же должны знать и с той стороны. И вот один спутник там сел на невидимую сторону Луны. Для этого ведь тоже нужно было знать, куда садиться, чтобы не попасть на гору. Там такая же неровная поверхность, как и с этой стороны. Ведь когда отсюда мы летим, садимся – мы выбираем эту точку. Так и оттуда нужно эти точки знать. Вот хотя бы вот такое.