https://историяотпервоголица.рф/events/current_event.php?current_event_id=11172
И вот началась совместная работа. Сначала с фирмой Aerojet. Фирма Aerojet приехала к нам. Они говорят: «Вот у вас есть двигатель большой, мы очень интересуемся им. Не могли бы вы нам дать параметры его?». Параметры, да. Ну, это у нас закрытая часть. «Если наше правительство разрешит, мы вам параметры дадим» – «А не могли бы вы нам показать испытания этого двигателя?». Я говорю: «Испытания, пожалуйста, только надо на правительственном уровне договариваться, потому что у нас предприятие закрытое». Ну, начали там обмениваться на уровне МИДа, можно ли, нельзя ли. В общем, короче говоря, разрешение на работу с американцами давали, это у нас такое название, пятистороннее соглашение, где подписывались Минобороны, прокуратура, Министерство иностранных дел. В общем, пять важнейших структур наших государственных давали добро на это дело. Ну, естественно, и наша подпись, моя подпись там была. «Короче говоря, нам разрешили посмотреть ваши испытания. А сколько нам будет это стоить?». Я говорю: «Ну, знаете». У нас в то время стоило, испытание двигателя стоило 400 тысяч рублей стоило наше огневое испытание. Ну, знаете, у нас же двигатель, когда создали, в сборочном цехе всё отработано, везут двигатель на стендовую базу, где там его обвешивают трубопроводами, подсоединяют топливо, датчики и проводят огневое испытание. Это работает двигатель по полной полётной циклограмме, как он в полёте работает, на каких параметрах, точно так же работает на стенде. На территории НПО «Энергомаш». Это называется КТИ – контрольно-технологические испытания. Это завершающая стадия изготовления. Вот. После того, как испытание прошло, двигатель начинают мыть, чистить, продувать, проверять, и как говорится, и издавать, это называется, формально называется термин так – сдача в товар. То есть это уже кто принимает двигатель для эксплуатации, тот уже начинает за него отвечать, такт приёмки-передачи, вот. Значит, я говорю американцам: «Вот у нас 400 тысяч долларов стоят испытания». Нет, рублей-рублей, прошу прощения. А тогда доллар стоил 64 копейки, по-моему. И я говорю: «Ну вот, если хотите, чтобы вам показали испытания или дали, ну, вот перечень параметров, которые разрешили вам дать, с вас половина. Половину мы заплатим, а половину вы. 200 тысяч с вас. Устроит?» «Окей, устроит». В общем, провели испытания, дали им табличку параметров. Они довольно уехали. Потом что-то ни слуху, ни духу, нет, куда-то исчезли. Потом приезжает другая фирма – Rocketdyne – это более солидная фирма, которая делала вот для шаттла там. Приезжают, говорят: «А вы нам можете показать испытания?». Говорю: «Ну, если разрешат – можем». Говорят: «Разрешение мы, там как каналы, мы разрешение получили». Я говорю: «Ну, это испытание специально для вас, для нас оно ненужно. Да, для вас». «А сколько нам будет стоить?». Я говорю: «Ну, для вас тогда, вот это у нас стоит 400 тысяч рублей, значит, вам будет стоить 400 тысяч долларов. Согласны?» «Окей, согласны». Второе испытание провели для них, получили 400 тысяч долларов на радостях. То есть это всё не сразу, а так методом step by step, методом последовательных приближений мы втягивались в эту работу. Американцы никак вот не могли тоже втянуться, денег жалко. И я тогда американцам сказал: «Знаете что, если вы в чём-то сомневаетесь, давайте так, вот вам нужен двигатель, давайте мы сейчас разработаем, турбонасосный агрегат нужен новый. Мы отработаем турбонасосный агрегат, покажем вам, что он работает, но вы заплатите за разработку турбонасосного агрегата. Согласны?» «Согласны». Мы разработали этот турбонасосный агрегат, провели испытания, но мы заказали, может, мало, может, много, но 20 миллионов долларов, говорю. «Вот 20 миллионов долларов – мы вам покажем работающий турбонасосный агрегат». И так 20 миллионов долларов первые получили, я говорю, так мы как бы американцев втягивали в работу. А потом я говорю: «Ну что ж, 20 миллионов затратили, что же вам от таких денег отказываться? Если вы от нас откажетесь, потеряете эти деньги. А так пойдём дальше». Ну, в общем, в общем, пошли дальше.