https://историяотпервоголица.рф/events/current_event.php?current_event_id=11162
Ну, например, делали ракету Н-1, большущая ракета, которая должна была лететь на Луну. И было тут соревнование, американцы и мы – лунная программа. Значит, когда наше правительство решило разрабатывать ракету для Луны, то начали выбирать, на каких компонентах делать двигатель, какой делать двигатель? Поэтому на «Энергомаше» Валентин Петрович Глушко в 1960 году создал новый отдел – а тогда ещё были не отделы, тогда были ещё бригады – называлась «бригада перспективных разработок». Из каждой бригады взяли по человеку из существующих бригад и включили в эту бригаду. В том числе меня включили в эту бригаду по разделу камер сгорания газогенераторов. Это был 1960 год. Почему я о нём вспоминаю? Как раз было принято постановление о создании ракеты для Луны. Ракета Н-1 называлась. И Валентин Петрович Глушко предлагал Королёву ракету на топливе, на котором работали боевые ракеты. А Королёв настаивал только на кислородно-керосиновом варианте. Здесь были у них споры. Но Глушко начал, поручил нам разработку трёх вариантов двигателей. Двигатель на окислителе – азотная кислота и керосин. Это были самые первые боевые ракеты. Второй тип ракет – это несимметричный диметилгидразин, ДМГ называлось, или ещё у него такая кличка – «гептил», «гептил» и азотный тетраоксид. Азотный тетраоксид – это соединение N2O4, два атома азота и четыре атома кислорода. Значит, окислитель N2O4 и гептил – горючее. Эти компоненты хороши тем, что они самовоспламеняются. Когда в камеру сгорания попадают, они самовоспламеняются. Не нужно никаких пиропатронов, чтобы поджигать топливо, как мы делали на ракетах «Союз». Значит, второй вариант двигателя. И третий вариант двигателя – кислородно-керосинный, который хотел делать Королёв. Все три двигателя мы разрабатывали параллельно. Глушко настаивал на гептиле и азотном тетраоксиде, потому что уже была разработка для боевой ракеты. А Королёв настаивал на кислороде с керосином. Здесь они разошлись. И тогда Королёв сказал: «Ладно, он отдаёт двигатель, он как заказчик отдаёт двигатель для разработки и создания КБ, как оно называлось, в Самару». Есть авиационное КБ, руководил КБ академик Кузнецов, это знаменитый двигатель «НК» – это двигатель Кузнецова. Их было много на самолётах ТУ и на боевых самолётах. КБ было очень хорошее авиационное, я на нём бывал. Очень хорошо отрабатывали все элементы двигателя. Двигатели были хорошие. Российские двигатели фирмы Кузнецова были великолепные, очень хорошие. Могу сказать. Буквально каждый узелок, каждый болтик, гайка отрабатывались специально на стендах. Там материалы, в общем, работа шла очень глубокая, очень толковая. То есть он отдал генеральному конструктору авиационных двигателей эту разработку. Хотя Кузнецов двигатели ракетные раньше не разрабатывал. Глушко было приказано (а Глушко нам приказал) собрать все наши разработки, включая чертежи, которые уже начинали производиться, и всё передать товарищам, которые из Самары приедут – ведущим конструкторам. Всё им передать бесплатно. Как говорят, у нас был социализм, и всё вокруг колхозное, и всё вокруг моё. Мы передавали свои умственные наработки бесплатно. В общем, мы передали это всё. И Королёв сделал ставку на Кузнецова. В итоге кузнецовские двигатели… Первый полёт – двигатели сработали плохо. Короче говоря, развалился и стенд, и ракета. По-моему, было четыре запуска, все неудачные. Вот это, по-моему, одна из кошек, которая пробежала между Королёвым и Глушко. Королёв в 1966 году умер. Фирму возглавил Василий Павлович Мишин, его первый зам. Ну как раз при Мишине и случились эти аварийные пуски. Мишина отодвинули и сказали Глушко. Глушко был вроде бы в очень хороших отношениях с Устиновым. Короче говоря, Устинов сказал: «Валентин Петрович, берись за это дело». В 1974 году Валентин Петрович Глушко возглавил Конструкторское бюро, называлось ОКБ-1, Опытно-конструкторское бюро-1. Сейчас это уже РКК «Энергия» – Российская ракетно-космическая корпорация «Энергия». Слово «энергия» и название придумал Глушко, когда пришёл на фирму. Это был 1974 год, май месяц. С тех пор Глушко стал руководить «Энергией». Глушко сразу сказал: «Будем делать советский «шаттл». То есть, не точно по типу американцев, но близко к тому, что делали американцы, свои «шаттлы». Конструкцию Глушко сделал другую, вернее, подход к конструкции. Наш «шаттл» один раз слетал без экипажа, в автоматическом режиме. Слетал очень хорошо, но потом началась знаменитая перестройка, которая всё перестроила.