«Позвоночное право» действовало безотказно. Свиридов снимает телефонную трубку и звонит своему приятелю, а может, даже другу, Кухарскому. А Кухарский - это заместитель Фурцевой. Он говорит: «Василий Сергеевич, вот такой камерный хор, самодеятельный. Надо бы сделать его профессиональным. Он замечательный». Дальше - превосходная степень. Кухарский звонит Кочеткову, заместителю министра Российской Федерации: «Надо сделать такую вот вещь». Кочетков звонит Юровскому, директору Росконцерта. Юровский звонит мне: «Срочно сделать штатное расписание и подсчитать, сколько это будет стоить». Что делаю я? За одну ночь, потому что было 30 декабря 1974 года, я составляю штатное расписание. За основу беру хор Роберта Шоу, американский. Тридцать два человека и примерная смета. Всё. 31 декабря был издан приказ: основать в Росконцерте такой-то хор. Вот что такое «позвоночное право». Я сейчас не хочу приводить пример из сегодняшнего дня. Сегодня я не работаю в хоре как активный деятель, я являюсь президентом и помогаю художественному руководителю. Вот мы вдвоём с ним уже семь месяцев бьёмся, чтобы решить один вопрос. Повторяю, я не хочу здесь, в данном случае, кивать на обстоятельства. Но когда идёшь снизу, путь очень длинный и витиеватый. Я не жалуюсь, просто он действительно длинный, витиеватый и болезненный. Нервы уже не те. А «позвоночное право» решало всё быстро. В некоторых случаях это срабатывало. Но не всегда. Бывало и так, и так. Но крайне редко.