https://историяотпервоголица.рф/events/current_event.php?current_event_id=11089
Я приехал в Молдавию и начал постигать, в первую очередь, национальную музыкальную культуру. Это был большой этап – пять лет я прослужил там. Потом резко поменял свою судьбу и согласился на предложение возглавить кафедру Новосибирской консерватории. Я руководил кафедрой, а затем переехал в Ленинград, чтобы принять предложение возглавить Ленинградскую капеллу. Потом я снова вернулся в Москву. В итоге я понял, что, возглавляя другие коллективы, я руководил чужими коллективами, а не своим. Тогда я обнаглел и решил создать свой камерный хор. Эта наглость вылилась в появление нового направления. Конечно, я создавал это направление в себе – новое направление в исполнительском искусстве. Мне всегда хотелось доказать, что хор – это не просто массовое пение, хотя таковое и есть. Это не только средство музыкального воспитания. Это искусство. И вот это искусство я постарался, если мне что-то удалось, доказать. Я хотел показать, что существует искусство камерного хора, где звук и интонация слова являются решающими. Ведь большой хор отличается от камерного хора тем, что, условно говоря, это – брутто, а камерный хор – нетто. Камерный хор, в отличие от большого хора, работает с другими принципами. Допустим, сталинский ампир – что это такое? Возьмём пример Голованова, Николая Семёновича Голованова, авторитетнейшего человека. У него, благодаря его вкусу, который формировался под влиянием эпохи, контрабасы должны были звучать брутально. Это было требованием времени. Расскажу одну байку. Когда Сталин слушал первую редакцию гимна Советского Союза, он пробурчал про себя что-то. Тогда, кажется, председателем Комитета по делам искусств был Храпченко. Он спрашивает у кого-то: «Ну что он сказал?» Ему отвечают: «Он сказал: "Баса мало!"» Вот понимаете, это – «баса мало», это был запрос на брутальность гимна. Оркестровку, кажется, делал Рогаль-Левицкий. Он был классиком в этом деле. Зная вкус Сталина, Рогаль-Левицкий оркестровал гимн так, как мы слышали его в самом начале. Камерный хор отличается тем, что это доверительный разговор с человеком. Не с залом, а с каждым человеком. В этом его сила. Эта доверительность – не брутальное звучание.