https://историяотпервоголица.рф/events/current_event.php?current_event_id=11087
Конечно, речь об избрании этой профессии не шла, потому что само поступление в хоровое училище в 1937 году, в Ленинграде, определило практически всю дальнейшую судьбу. Плюс к этому нужно учесть, что несколько лет войны школа провела в селе. И ни о каких серьёзных занятиях на фортепиано речи и быть не могло. Одно пианино, которое привезли из Ленинграда, было на всю школу. Поэтому, когда наступил 1945 год, и мы закончили 9 классов, в консерватории, в силу военного времени, не хватало мужских голосов в хоре. Тогда было решено через экзамены, без всяких скидок, попробовать поступить в консерваторию. Таким образом был сделан основательный шаг для выбора профессии. Но получить профессию, окончив консерваторию, – это ведь только первый этап. Надо ещё осознать, что такое твоя профессия. Осознание приходит позже, когда из-под твоих рук что-то появляется, более или менее удовлетворительное. Это произошло тоже в два этапа. На пятом курсе Свешников, который в 1948 году стал ректором консерватории, зачислил меня в свой класс по его желанию. Он, естественно, не мог находиться на протяжении всех гастролей Государственного хора Союза ССР. Он поехал в Москву, а мы гастролировали в Иваново. На следующий день должен был быть концерт в Тейково – это такой городок в Ивановской области. Он вызвал меня, и мы, я был с ним в поездке, он сказал: «Сегодня вечером я уеду в Москву, а завтра ты будешь дирижировать хором». Я робко пролепетал что-то по поводу возможностей репетиций. Он на меня зыркнул и сказал: «С ума сошёл?». Таким образом, он бросил меня учиться плавать самостоятельно. Ну, это была одна из форм воспитания, или скорее проверки возможностей. Так ведь выплыл я после этого концерта. Только всё дело в том, что этот концерт по своему успеху превзошёл накануне концерт шефа. И это было началом моего конца. Но в то же время, осознавая потом, я считаю, что это был счастливый конец. Потому что те похвалы, которые он выслушал от артистов хора – а там были восторженные люди, – он сказал... Когда мне пришла повестка в армию, мне рекомендовали аспирантуру. Но я, по своей романтике, решил, что ещё малоопытный, и надо познать, что такое жизнь. И меня быстренько отправили в армию. Свешников не заступился, хотя мог. Но я ему очень благодарен – так бы я подавал ноты и иногда дирижировал. А так я получил в руки собственный коллектив – Ансамбль песни и пляски Советской Армии, дислоцирующийся в Польше. И вот, когда я потом уже, поработав самостоятельно, убедился в том, что это моя профессия, я вернулся в аспирантуру. Поступил, и поступил в класс Свешникова, и он снова меня взял к себе помощником. Хор Свешникова пел русскую народную песню «Ах, ты степь широкая». И я решил эту песню переложить для мужского хора, а хор был не маленький – 33 человека, мужчин. Я переложил песню для мужского хора А капелла. И стал пытаться её художественно оформить. Вот когда зал принимал песню как одну из лучших песен программы, тогда я убедился: да, это, пожалуй, твоя профессия. Так что это было овеществлено, а не просто домыслы.