https://историяотпервоголица.рф/events/current_event.php?current_event_id=11081
Этот церковный период для меня стал переломным, потому что я, грубо говоря, ушёл из пространства культуры, а также из советского и политического пространства. С 1978-го по 1998-й год я преподавал в Троице-Сергиевой лавре. Я всерьёз думал связать свою судьбу с церковью более плотно. Но для этого нужно было разорвать все связи с культурной средой, и я это сделал. Я был достаточно преуспевающим композитором – много писал для кино, был материально обеспеченным. Порвать с этим было непросто, ведь это означало отказ от устойчивой, благополучной жизни. Нужно было отказаться от многого. Там тоже существовал определённый рубеж – если человек переходил на работу в церкви, на службу, то действовала так называемая 19-я статья. Это была экономическая статья, означавшая разрыв с государством. Ты уже не платишь государственных налогов – их платит церковь. В 1978 году я оказался именно в такой ситуации. Я думал, что больше не буду не только композитором, но и вообще не стану заниматься никакой культурной деятельностью – ни литературой, ни искусством. Светская культура была для меня закрытой темой, и несколько лет я действительно считал, что не вернусь в неё. Я занимался расшифровкой древнерусских песнопений, изучал круговую нотацию. В этом кругу были замечательные интеллектуалы – владыка Питирим, Иннокентий Просвирнин, работавший в издательском отделе. Мне посчастливилось с ними сотрудничать. Кстати говоря, в начале 1980-х годов в Московской духовной академии была удивительная атмосфера – интеллектуально насыщенная и очень живая. У меня было много разных жизненных перепадов, но эта среда оказалась, возможно, даже более живой, чем московский концептуализм или электронная студия, о которой мы сейчас не говорили, но которая является особой темой. Конечно, там была насыщенная жизнь, но без культурной и концертной деятельности. Это был не сознательный отказ, потребовавший усилий, а скорее естественное состояние – мне просто не хотелось этим заниматься, даже думать об этом. Я не поддерживал никаких контактов с культурными деятелями. Но получилось так, что именно Альфред настоял, и в итоге случился этот поворот.