«Конец времени композиторов» – это не значит, что конец времени композиторов. Прошло их время. Дело в том, что ни великие культуры древности – Египет, Индия, Китай – ни великие культуры традиционной современности – мусульманский мир – не знают фигуры композитора. Собственно, результаты этих музыкальных практик не уступают. Если мы возьмём такие великие системы, как григорианику, знаменный распев или византийское осмогласие, там тоже нет фигуры композитора. Поэтому не надо ассоциировать композитора с музыкой – это лишь один из вариантов. Просто с чем связана фигура композитора? Дело в том, что это связано с текстом. В своё время была изобретена пятилинейная нотация, позволяющая фиксировать точные тексты. Это изобрёл Гвидо Аретинский. Можно даже назвать первого композитора – Перотина Великого, от которого точно известны композиторские тексты. Но кто такой композитор? Это человек, пишущий нотный текст. Однако музыка может обходиться без него, как обходились великие культуры древности и традиционные культуры современности. Кстати, в тексте не нуждаются и современные практики, такие как джаз и рок. Там тоже есть потребность в тексте, но она, как леса, убирается после создания произведения – становится ненужной. Композиторы, конечно, могут существовать и зарабатывать деньги, но они не могут создать ничего фундаментального, прорывного, действительно нужного человеку. Они создают потребительский продукт, и это хорошо. Но это и значит, что конец времени композиторов. Композиторы есть, но их время прошло. Вот так скажу.